Итоги социологического опроса населения показали, что 54,4% опрошенных, считают, что количество коррупционных случаев за последний год в их населенном пункте скорее снизилось. 23,9% считают, что количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее увеличилось, 21,7% затруднились оценить изменения. Доля тех, кто считает, что в стране можно решать вопросы не прибегая к коррупционным схемам (35,8%), в два раза ниже суммарной доли тех, кто считает, что коррупция является неотъемлемой частью наших ежедневных практик (56,3%).
В пятерку субъектов, которые, по версии населения, заслуживают наибольшего доверия со стороны простых граждан и оказывают самое большое влияние на снижение уровня коррупции при предоставлении государственных услуг, входят: Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции (68,3%), Правительство РК (56,3%), Партия «Нур Отан» (53,7%), СМИ (53,7%).
77,2% респондентов сообщили, что за последние 12 месяцев обращались государственные органы для решения какого-либо вопроса. Из них 13,4% столкнулись с необходимостью решать вопрос неформальным путем.
Чаще среднего показатели по стране о необходимости решения вопросов неформальным путем в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Мангистауской, Карагандинской, Кызылординской областях и г. Алматы.
В следующих пяти учреждениях по сообщениям респондентов происходит до 60% случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами. Это: государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, государственные детские сады, государственные вузы.
Ситуационный анализ коррупционных практик показал, что степень заинтересованности получателя в услуге влияет на степень вовлеченности респондента в коррупцию. Респонденты, имевшие коррупционный опыт, сообщили о большей готовности решить вопрос неформальным путем в военкоматах, государственных детских садах, отделах регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС), на таможне. Чаще всего договоренности о неформальном решении вопроса они заключали со специалистами (34,2%) руководителями отделов (17%) и ведущими специалистами (15,9%). При этом есть различия в зависимости от госоргана.
В 70,7% случаев коррупционная сделка заключается на основании финансового расчета. Половина всех платежей не превышает 15000 тенге, минимальная сумма платежа составила 500 тенге, максимальная – 500000 тенге. Второй по распространенности вид сделки – это цветы, конфеты (14,3%).
В рамках анкетного опроса населения вопрос о поводе, который послужил основанием для возникновения коррупционной ситуации, был открытым, что предполагало ответ респондента в свободной форме. Всего получено более 70 уникальных поводов. В ТОП-10 коррупционных поводов вошли:
- Лечение/ прием у специалиста
- Устройство на работу
- Получение/ оформление земельного участка
- Устройство ребенка в детсад/ внесение в электронную очередь
- Нарушение правил дорожного движения
- Отсрочка от армии/ получение военного билета
- Закрытие/ не оформление штрафа
- Получение медицинской справки
- Оформление/получение пособия по рождению ребенка
- Поступление в вуз/ получение образовательного гранта
Также в рамках анкетного опроса населения получено более 50 уникальных причин для коррупционной сделки, указанных респондентами. Надо отметить, что как в группе респондентов, имеющих коррупционный опыт, так и тех, кто его отрицает, самым распространенным мотивом выступает желание сделать все быстро, без волокиты. Судя по тому, что волокита, затягивание решения вопроса является наиболее распространенным видом поведения со стороны работника ведомства в основной попыткой сотрудников государственных органов получить неформальное вознаграждение, по-другому решить вопрос для многих граждан не представляется возможным.
На долю неформальных сделок, заключенных через посредника, приходится 49,2% случаев. В роли посредников чаще всего выступают знакомые (42,5%) и работники ведомства/учреждения (26,5%). В 13,8% случаев – это родственник.
Итоги социологического опроса предпринимателей показали, что 56,6% респондентов считают, что за последний год количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее снизилось. 17,1%, считает, что количество коррупционных случаев скорее увеличилось, 26,3% затруднились оценить изменения. Общее восприятие коррупции в стране в целом также благоприятное. 76,1% опрошенных согласны и скорее согласны с тем, что предприниматель может, не давая взяток, развивать свой бизнес в месте проживания; 16,1% – не согласны и скорее не согласны с этой точкой зрения.
В пятерку субъектов, которые, заслуживают наибольшего доверия со стороны простых граждан и оказывают самое большое влияние на снижение уровня коррупции при предоставлении государственных услуг, по версии предпринимателей, входят: Агентство по противодействию коррупции (72,4%), Правительство РК (62,8%), Партия «Нур Отан» (54,7%), СМИ (54,4%), МВД (52,1%)
По результатам исследования, становится очевидным наличие региональных особенностей в отношении предпринимателей к теме коррупции. Можно выделить следующие группы:
- Коррупционно рациональные регионы. Это те регионы, в которых предприниматели остро реагируют на рост фактов коррупции, и готовы о них заявлять, говорить открыто. Это: г.г. Алматы и Нур-Султан, Кызылординская, Атырауская, Мангистауская и Карагандинская области.
- Коррупционно эмоциональные регионы. Это те регионы, в которых отмечается высокий уровень стереотипного представления о коррупционности государственных органов, но при этом не высокий показатель вовлеченности в коррупционные практики. В эту группу можно отнести: Жамбылскую, Акмолинскую, Актюбинскую и Костанайскую области.
- Коррупционно нейтральные регионы. Это те регионы, в которых отмечается умеренная стереотипизация о росте уровня коррупции при взаимодействии с государственными органами при средних показателях вовлеченности в коррупцию по стране. Это: Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Алматинская, Туркестанская, Павлодарская области и г.Шымкент.
Среди опрошенных предпринимателей преобладают «оптимисты» (те, кто считает, что разговоры о масштабах коррупции в стране сильно преувеличены) – 40% и «прагматики» (те, кто используют коррупцию в собственных интересах) – 38,9%. Сторонники катастрофического взгляда (без коррупции ничего нельзя решить) составляют 13,6%.
97,4% опрошенных предпринимателей сообщили, что обращались с различной частотой за последние 12 месяцев в тот или иной государственный орган. По итогам опроса, только 9,2% участников опроса столкнулись с необходимостью решать вопрос неформальным путем.
Чаще среднего показатели по стране о необходимости решения вопросов неформальным путем отмечены в гг. Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Алматинская, Мангистауская, Карагандинская, Атырауская, Кызылординская области.
Предприниматели сообщали, что чаще сталкивались с неформальным решением вопросов в департаменте государственных доходов (налоговая), управлении земельных отношений, аппарате акимата района, полиции, противопожарной службе и на таможне.
Для предпринимателей, как и для населения характерно, что вовлеченность в коррупцию не всегда зависит от частоты обращений. Ситуационный анализ коррупционных практик позволяет сделать вывод о том, что на вовлеченность в коррупцию большее влияние имеет степень заинтересованности получателя в услуге, а не число обращений.
С точки зрения предпринимателей, работники ведомств/учреждений чаще выступают инициаторами неформального решения вопросов, чем они сами – 40,7% против 32,3%. На долю посредников приходится 26,9% случаев. По утверждениям предпринимателей, чаще всего договоренности о неформальном решении вопроса они заключали с представителями низового звена госорганов – со специалистами/инспекторами (30,2%) и главными/ведущими специалистами (27,6%).
В большинстве случаев коррупционная сделка заключается на основании финансового расчета (60,3%). Половина всех платежей не превышает 38000 тенге. При этом минимальная сумма платежа составила 5000 тенге, а максимальная – 300000 тенге. Второй по распространенности вид сделки – это услуги (20,7%).
Перечень поводов, послуживших основанием для возникновения коррупционной ситуации, был открытым, что предполагало ответ респондента в свободной форме. Всего было получено более 50 уникальных поводов, наиболее распространенные:
- Оформление документов/ускорение
- Проверка пожарной безопасности, разрешение
- Оформить землю под строительство
- Получить землю
- Таможенный досмотр на границе, ввоз товара
- Тендер (фиктивно проводится государственными организациями)
- Снижение размера штрафа
- Выписывание штрафа
- Нарушения при оформлении таможенных деклараций
- Установка противопожарных установок, устройств
- Сдача отчетов/ежегодных отчетов
- Погашение налога
- Оформление иностранных работников, продление временного учета иностранных граждан
- Взять справку без очереди
- Защита прав
- Найти вора, расследование случаев воровства.
Также 57,4% опрошенных предпринимателей сообщили, что самым распространенным способом действий работника ведомства с целью получения неформального платежа, выступает волокита, затягивание решения вопроса, 26,5% — превышение должностных полномочий, 16,2% — прямое вымогательство.
Таким образом, главным мотивом решения вопроса неформальным способом выступает желание сделать все быстро, без волокиты, и-за чего предприниматели не видят другого выхода и 69,5% из них сообщили, что согласились на неформальное решение вопроса. На долю неформальных сделок, заключенных через посредника, приходится 44,8% случаев. В роли посредников чаще всего выступают знакомые (36,5%) и влиятельные люди (21,2%), а также «помогайки» (17,3%).
Итоги анализа жалоб, поступивших на портал Открытого правительства «Открытый диалог» в период с 1 января по 31 мая 2019 года показали, что из 15540 обращений 568 обращений или 3,7% содержат информацию о столкновении заявителей с коррупцией либо некачественной работой государственных органов, волокитой, превышением должностных полномочий и этическими нарушениями.
В 100% обращений содержалась информация о ранее направленных обращениях в любую из бюджетных организаций или в государственный орган (включая ЦОН) для решения какого-либо вопроса. Однако отсутствие ответа или решения проблемы, с которой обращались заявители, стало причиной повторного обращения в вышестоящий орган или к первому руководителю ведомства через блог-платформу «Открытый диалог».
Чаще всего заявители обращались с жалобами на блоги министров внутренних дел, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты, Председателя Агентства по противодействию коррупции и Председателя Комитета государственных доходов МФ РК. На уровне местных исполнительных органов жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Акмолинской, Туркестанской, Костанайской, Алматинской областей и г. Нур-Султан.
Жалобы, связанные с непредставлением ответа на запрос поступали в основном на блог-платформы руководителей Комитета государственных доходов, министерства юстиции, министерства труда и социальной защиты, министерства образования, Агентства по противодействию коррупции, министерства внутренних дел, акима Алматинской области и г. Нур-Султана. В 90% случаев ответы не предоставили сотрудники этих же ведомств.
В 19,8% жалоб заявители сообщили, что при обращении в государственные органы сталкивались с коррупцией. Чаще среднего о необходимости решать вопрос неформальным способом сообщали из Алматинской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Туркестанской областей, гг. Алматы, Нур-Султан, Шымкент.
Заявители сообщали, что до 60% столкновений с коррупцией происходили в стенах полиции, государственных больниц и поликлиник, налогового департамента, при обращении к частным судебным исполнителям и ТОО АО с государственным участием.
Ситуационный анализ коррупционных практик показал, что на вовлеченность в коррупцию имеет зависимость от степени заинтересованности получателя в услуге. С точки зрения заявителей, которые сообщили, что столкнулись с коррупцией, инициаторами неформального решения вопросов чаще выступают работники ведомств/учреждений, чем граждане – 62,1% против 6,8%. На долю посредников приходится 31% случаев.
При этом госорганами, в которых инициаторами чаще выступают сами граждане, была обозначена полиция. По сообщениям заявителей, чаще других из работников госструктур в коррупционных сделках участвуют специалисты/медицинский персонал (78,4%), руководители (12,6%) и заместители руководителей (8,8%).
В большинстве случаев заявители сообщали, что в случае столкновения с коррупцией, предметом сделки выступали денежные средства, при этом сделка заключалась в пределах 10000 тенге. Минимальная сумма платежа составила 500 тенге, а максимальная – 600000 тенге. Также две жалобы на полицейских были связаны с вымогательством взяток в размере 4700 и 8000 долл.
Перечень причин, по которым заявители жалобы на портал «Открытый диалог», был открытым и формировался по мере изучения их содержания. Всего было получено 463 описания случаев попадания заявителей в коррупционную ситуацию при взаимодействии с госорганами или госучреждениями, некачественного оказания государственных услуг или рассмотрения обращения, отсутствия ответа на запрос и обращение.
По мнению заявителей, основными нарушениями со стороны государственных служащих, способствовавших коррупции и ставших причиной подачи обращения на блог-платформу «Открытый диалог» стали:
- Волокита
- Халатность, формализм
- Предоставление ответов с размытыми формулировками
- Бездействие при проведении расследований фактов мошенничества, кражи
- Превышение должностных полномочий
- Формальный надзор за законностью
- Не предоставление ответа по ранее направленному запросу
- Создание искусственных барьеров и предложение получить услугу за деньги
- Некомпетентность и грубые ошибки специалистов
- Неисполнение решения суда
- Коррупционные риски в законодательстве
- Технические ошибки в работе государственных порталов
- Этические нарушения
- Протекционизм
- Многократные перенаправления запросов.
В рамках анализа жалоб на портале «Открытый диалог» установлено, в адрес каких государственных органов либо общественных институтов заявители высказывали доверие. Это: Агентство по противодействию коррупции (26,6%), Партия «Нур Отан» (13,3%), Министерство здравоохранения (6,6%), Министерство труда и социальной защиты (6,6%), Министерство внутренних дел(6,6%), Акимат области (6,6%), Прокуратура (6,6%), СМИ (6,6%).
При разработке методологии за основу были взяты подходы исследований Барометр мировой коррупции и Индекс восприятия коррупции Transparency International. Исследование имеет совокупный характер и состоит из социологического опроса физических и юридических лиц, а также анализа жалоб, поступивших на портал Открытого правительства «Открытый диалог».
Такой формат позволил выяснить долю респондентов, имевших коррупционный опыт с последующим определением наиболее подверженных коррупции государственных и общественных институтов, а также должностей и регионов с высоким восприятием коррупции.
Для решения задач исследования использовался анкетный опрос населения, а также анализ жалоб на портале «Открытый диалог», имевших упоминания о коррупции или других нарушениях в государственных органах. В рамках исследования методом анкетирования было опрошено 7284 респондента – физических лица и 1800 респондентов – представителей малого и среднего индивидуального предпринимательства. В рамках анализа больших данных из 15540 обращений было отобрано и проанализировано 568 обращений физических и юридических лиц, поступивших на портал «Открытый диалог» в период с 1 января по 31 мая 2019 г.
Полностью исследование можно посмотреть по этой ссылке.