В Ы С Т У П Л Е Н И Е
Воронова Виталия Ивановича- члена Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Председателя Попечительского Совета общественного фонда «Транспаренси Казахстан», адвоката АГКА
на заседании международного Круглого стола «Права человека- основа гармоничного развития общества и государства», посвященного международному Дню прав человека
(город Нур-Султан, конференц-зал МИД РК,10 декабря 2019 года)
«Коррупция и её влияние на соблюдение прав человека и гражданина»
Уважаемые участники Круглого стола!
Разрешите присоединиться к уже прозвучавшим здесь поздравлениям в связи с отмечаемым сегодня очередным Международным Днем прав человека.
Представляется несколько символичным, что он следует сразу же за Международным днём борьбы с коррупцией, который был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года N A/RES/58/4. И отмечается 9 декабря каждого года, начиная с 2004-го.
Факт негативного влияния коррупции на соблюдение прав человека и гражданина в любой стране, и Казахстан здесь не является исключением из правил, общеизвестен, очевиден, общепризнан и в доказывании не нуждается.
Как и факт её повсеместной распространенности, в том числе и в Казахстане…
Законом от 4 мая 2008 года Казахстаном ратифицирована Конвенция ООН против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года) и наша страна стала ее полноправным участником.
Следует отметить, что ещё до присоединения к названной Конвенции Казахстан первым среди стран СНГ принял специальный закон от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией», а в настоящее время в стране действует закон «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года.
Антикоррупционное законодательство в стране постоянно развивается и совершенствуется, о чём могут свидетельствовать и недавние изменения законов, связанные с государственной службой и борьбой с коррупцией, подписанные президентом Токаевым К-Ж.К.
По моему мнению, на созданной в Казахстане законодательной базе вполне эффективно можно бороться с коррупционными проявлениями и существующие проблемы в основном сосредоточены в правоприменительной и судебной практике.
В заседании сегодняшнего Круглого стола я принимаю участие не только как член Комиссии по правам человека при главе государства и практикующий адвокат, но и как председатель Попечительского Совета антикоррупционного общественного фонда «Транспаренси Казахстан», являющегося членом международной организации «Transparensy International».
В Индексе восприятия коррупции Transparensy International (ИВК-2018) Казахстан набрал 31 балл и занял 124 строчку.
(Индекс восприятия коррупции анализирует восприятие коррупции в государственном секторе и оценивает 180 стран, опираясь на 13 видов опросов бизнесменов и экспертных оценок.
В индексе используется шкала от нуля до 100, где ноль — сильно коррумпированная страна, 100 – свободная от коррупции.
Лучшие страны ИВК по итогам 2018 года — Дания и Новая Зеландия с оценками 88 и 87 соответственно. Худшие — Сомали, Сирия и Южный Судан с оценками 10, 13 и 13 соответственно.
По оценкам мировых экспертов Казахстан набрал 31 балл, Кыргызстан – 29, Россия – 28, Азербайджан – 25, Таджикистан – 25, Узбекистан – 23, Туркменистан – 20.
Выше в рейтинге – Украина – 32 балла, Молдова – 33, Армения – 35 и Беларусь – 44.
В 2018 году ИВК отразил тревожную связь между коррупцией и состоянием демократии.
На фоне всеобщего снижения стран в рейтинге ИВК и достаточно жесткую оценку состояния демократии, Казахстану удалось сохранить закрепленные в предыдущем рейтинге позиции.
Казахстан оценивался в девяти исследованиях.
Удержание Казахстаном своих позиций в рейтинге ИВК на фоне общемирового кризиса демократии и роста транснациональной и локальной коррупции по мнению экспертов свидетельствует о положительной динамике страны в противодействии коррупции.
Мировым сообществом положительно оценивается: деятельность Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции в вовлечении граждан по искоренению бытовой коррупции.
Возрастает роль общественных объединений в изобличении коррупции. Одним из исследований, выявившем многомиллиардные хищения на таможне, стала Белая книга «Таможенная коррупция: анализ товарооборота Казахстана», подготовленная экспертами Фонда Transparency Kazakhstan. По его результатам проблему коррупции на таможне взяли на контроль депутаты Сената Парламента.
Таким образом, учитывая информационный и языковой барьер в получении исследовательскими институтами информации о борьбе с коррупцией в Казахстане, эксперты Transparency International Kazakhstan делают прогноз, что при условии продолжения реализации Казахстаном активных мер по снижению коррупции, усилению демократических институтов и верховенства права, повышению роли НПО в формировании гражданского общества, возможен рост позиций Казахстана как в совокупных исследованиях, так и в Индексе восприятия коррупции).
Вчера, 09 декабря 2019 года, Глава антикоррупционного ведомства Казахстана Алик Шпекбаев поздравил всех нас- казахстанцев с международным Днем борьбы с коррупцией и посвятил свой очередной пост в соцсетях итогам первых 5-ти лет реализации Антикоррупционной стратегии.
По его мнению за это время благодаря рациональному сочетанию превенции, просвещения и уголовно-правовых мер, а также ощутимо возросшей поддержке гражданского общества Казахстан добился, без преувеличения, заметных результатов.
Во-первых, госаппарат стал более открыт и прозрачен.
Во-вторых, значительно выросла роль неправительственного сектора.
Отметил он и рост правосознания граждан.
В-третьих, масштабная цифровизация и разветвленная сеть из 348 цонов с фронт-офисами практически нивелировали бытовую коррупцию в сфере госуслуг и вывели клиентоориентированность на новый уровень.
В-четвертых, существенно возрос уровень этики госслужащих.
В-пятых, идет омоложение госаппарата.
В 2020 году Казахстан переходит своего рода «экватор» реализации Антикоррупционной стратегии и вступает в новую фазу искоренения коррупции, приоритетами которой являются:
1)эффективная превенция;
2)масштабное антикоррупционное просвещение;
3)общенациональная добропорядочность;
4) конструктивное партнерство;
5) обеспечение неотвратимости наказания.
Как говорится: поживём-увидим.
Я уже отмечал ранее, что не случайно действующий президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, консультативно-совещательным органом при котором является наша Комиссия, озвучил ряд новых антикоррупционных инициатив и подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции».
Поправки направлены на повышение персональной дисциплины, ответственности первых руководителей при совершении коррупционных преступлений их подчиненными. Предусматривается введение отставки руководителей госорганов – политических госслужащих за совершение коррупционных правонарушений их непосредственными подчиненными.
Насколько эффективными окажутся эти меры покажет практика. Хотя есть определенные сомнения: почему-то в измененном законодательстве ничего не говорится об ответственности лиц, принимавших решение о назначении потенциальных «коррупционеров» на должности или согласовавших такое назначение? Ведь зачастую от самого руководителя назначение подчиненных ему лиц не зависит.
Вчера, в международный день борьбы с коррупцией отделение международной организации Transparency International в Казахстане представило свои результаты исследования «Индекс участия и влияния на законотворческий процесс».
Желающие могут ознакомиться с ними на сайте нашей организации http://tikazakhstan.org/ .
Также на сайте размещено исследование «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане», проведенное летом 2019 года благодаря финансовой поддержке Программы развития ООН в Казахстане. Исследование носит комплексный характер и состоит из трех частей: 1. Социологический опрос населения 2. Социологический опрос представителей малого и среднего бизнеса 3. Анализ жалоб, поступивших на портал Открытого правительства «Открытый диалог»
Итоги социологического опроса населения показали, что 54,4% опрошенных, считают, что количество коррупционных случаев за последний год в их населенном пункте скорее снизилось. 23,9% считают, что количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее увеличилось, 21,7% затруднились оценить изменения. Доля тех, кто считает, что в стране можно решать вопросы не прибегая к коррупционным схемам (35,8%), в два раза ниже суммарной доли тех, кто считает, что коррупция является неотъемлемой частью наших ежедневных практик (56,3%).
Среди опрошенных предпринимателей преобладают «оптимисты» (те, кто считает, что разговоры о масштабах коррупции в стране сильно преувеличены) – 40% и «прагматики» (те, кто используют коррупцию в собственных интересах) – 38,9%. Сторонники катастрофического взгляда (без коррупции ничего нельзя решить) составляют 13,6%.
Также 57,4% опрошенных предпринимателей сообщили, что самым распространенным способом действий работника ведомства с целью получения неформального платежа, выступает волокита, затягивание решения вопроса, 26,5% — превышение должностных полномочий, 16,2% — прямое вымогательство.
Таким образом, главным мотивом решения вопроса неформальным способом выступает желание сделать все быстро, без волокиты, и-за чего предприниматели не видят другого выхода и 69,5% из них сообщили, что согласились на неформальное решение вопроса. На долю неформальных сделок, заключенных через посредника, приходится 44,8% случаев. В роли посредников чаще всего выступают знакомые (36,5%) и влиятельные люди (21,2%), а также «помогайки» (17,3%).
По мнению заявителей, основными нарушениями со стороны государственных служащих, способствовавших коррупции и ставших причиной подачи обращения на блог-платформу «Открытый диалог» стали:
- Волокита
- Халатность, формализм
- Предоставление ответов с размытыми формулировками
- Бездействие при проведении расследований фактов мошенничества, кражи
- Превышение должностных полномочий
- Формальный надзор за законностью
- Не предоставление ответа по ранее направленному запросу
- Создание искусственных барьеров и предложение получить услугу за деньги
- Некомпетентность и грубые ошибки специалистов
- Неисполнение решения суда
- Коррупционные риски в законодательстве
- Технические ошибки в работе государственных порталов
- Этические нарушения
- Протекционизм
- Многократные перенаправления запросов.
В рамках анализа жалоб на портале «Открытый диалог» установлено, в адрес каких государственных органов либо общественных институтов заявители высказывали доверие. Это: Агентство по противодействию коррупции (26,6%), Партия «Нур Отан» (13,3%), Министерство здравоохранения (6,6%), Министерство труда и социальной защиты (6,6%), Министерство внутренних дел (6,6%), Акимат области (6,6%), Прокуратура (6,6%), СМИ (6,6%).
Уважаемые участники Круглого стола!
Резюмируя своё выступление хотел бы отметить следующее:
- Представляется не лишним, если бы правящая в стране политическая партия Нур-Отан, имеющая подавляющее большинство в парламенте и структурах государственной власти, провела бы открытую партийную дискуссию, посвященную именно вопросам противодействия коррупции. Для неё эта проблема представляется архи-актуальной, поскольку ,как это не прискорбно отмечать, основные крупные разоблаченные и осужденные казахстанские коррупционеры состояли в рядах этой партии. Накануне предстоящих парламентских выборов Нур-Отан не может занять «страусиную позу» и не замечать этой проблемы.
- Площадка НСОД также может быть использована для открытого обсуждения проблем коррупции на его заседаниях.
- Не могу не отметить положительное известие о возрождении института антикоррупционной экспертизы.
Кто-то же пролоббировал безо всякой экспертизы принятие парламентом и подписание президентом норм гражданского и уголовного процессуального законодательства, содержащих огромные коррупционные риски ,например, в части ограничения возможностей граждан и юридических лиц на обращение в кассационную инстанцию, которой является Верховный Суд?
И если установление так называемого «имущественного ценза» для юридических и физических лиц, а также создание процедуры предварительного рассмотрения кассационных ходатайств единолично судьей Верховного Суда ещё как-то можно обосновать необходимостью снижения нагрузки на судей этого суда (хотя оправдать это с точки зрения обеспечения права КАЖДОГО на доступ к справедливому правосудию нельзя) ,
то появление такой нормы как:
Статья 434 ГПК РК . Судебные акты, подлежащие пересмотру в кассационном порядке
- Не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты по делам:
5) об урегулировании неплатежеспособности, а также делам по спорам, возникающим в рамках реабилитационной процедуры и процедуры банкротства, в том числе о признании сделок, заключенных должником, недействительными, о возврате имущества должника, о взыскании дебиторской задолженности по искам банкротного или реабилитационного управляющего.
не может не свидетельствовать о явно коррупционном лоббировании определенных крупных интересов в законодательном органе страны.
- Без развития агентурной сети в рамках антикоррупционного ведомства борьба с коррупцией вряд ли будет успешной. «Агенты» должны быть во всех структурах государственной власти, включая суды. И это должно восприниматься нашими гражданами не как стукачество или доносительство, а как служение интересам общества и государства.
- Воспитательная работа с населением, особенно-с молодёжью, и формирование нулевой терпимости к коррупции – наиважнейшая задача. Представляется, что только ужесточением уголовных наказаний коррупцию не победить.
Лишившийся свободы и смирившийся с этим фактом «коррупционер» постарается «поймать тишину» и максимально комфортно обосноваться в колонии, сохранив денежки за её пределами, а затем освободиться условно-досрочно или вообще досрочно. И такое происходит сплошь и рядом.
А вот если бы его по приговору суда в течение, например, полугода ещё и водили под конвоем к подъезду министерства, акимата и пр., которые он возглавлял или в которых он работал, и заставляли бы публично убирать мусорные бачки, подметать тротуары и т.п. и всё это показывали бы по телевизору и в соцсетях, то профилактический эффект был бы очевидным. Ведь этот позор ложится на семью, род, детей и внуков… Есть над чем задуматься, прежде чем решиться на порочную коррупционную связь. И никакого здесь нарушения прав человека или гражданина не будет. В тех же демократических США миллионеры как миленькие по приговору суда отбывают наказание в виде публичных общественных работ…
И последнее.
Несколько настораживают публикации последних дней, типа «В Казахстане наступает новый этап противодействия коррупции», «Началась борьба с коррупцией в рядах полиции» и т.п. Надеюсь, что все это не закончится очередной банальной «кампанейщиной».
При этом стоит помнить:
Коррупция нарушает права человека и гражданина.
Но борьба с ней тоже должны вестись с безусловным их соблюдением, в рамках закона и установленных им принципов, в первую очередь- презумпции невиновности!
Благодарю за внимание!